Большинство граждан не имеют должного уровня правовой грамотности, позволяющего самостоятельно защищать свои права, зачастую нарушаемые недобросовестными продавцами. С этой целью государство на законодательном уровне установило ряд организаций, которые могут помочь рядовым покупателям при возникновении таких проблем. Среди таких организаций имеется союз по защите прав потребителей.
Куда направиться за защитой собственных прав
Возможность обращения за какими-либо консультациями либо непосредственно за оказанием досудебной и судебной помощи в общественную организацию, расположенную вблизи места нахождения покупателя, чьи права были нарушены, является и удобной, и эффективной. В тех случаях, когда таких организаций в регионе не имеется, у покупателя все же остается выход – обращение в территориальные исполнительные органы, Роспотребнадзор, которые также обязаны помочь с возникшей проблемой. Если покупатель желает обратиться именно в некоммерческое общественное объединение, а не в государственные органы, то при отсутствии таковой региональной, не запрещается обращаться в областную или федеральную структуру.
Одним из таких общественных объединений является Союз потребителей России. В ее функции, как организации федерального уровня, входит объединение всех союзов и других некоммерческих предприятий, оказывающих содействие гражданам в сфере защиты их покупательских прав.
Варианты обращений
Союзы и другие объединения по защите прав потребителей предлагают нуждающимся в их помощи гражданам всевозможные консультационные и юридические услуги. Необходимую информацию можно найти на сайтах этих организаций, а также в соответствующем форуме, предварительно отыскав аналогичную ситуацию.
Более того, можно просто написать на электронную почту такого союза, подробно разъяснив сложившуюся ситуацию и попросив разъяснения о дальнейших действиях. Специалисты обязательно ответят на такое обращение, указав, в каких ситуациях был неправ потребитель, когда правда на его стороне, и что делать для восстановления нарушенных прав и интересов.
Это актуально для пожилых потребителей, которым затруднительно пользоваться современными средствами и технологиями. Большинство таких общественных объединений имеют телефон так называемой горячей линии, специально определенный для рассмотрения заявлений граждан.
Виды некоммерческих структур
Разновидностей общественных объединений в настоящее время достаточно много. Среди таких союзов и организаций, которые стоят на защите потребителей, имеются и такие, кто оказывает поддержку по определенным направлениям. Например, бывают союзы по защите прав автомобилистов или организации, отстаивающие интересы потребителей в сфере получения образовательных услуг. Есть, конечно, и такие, деятельность которых охватывает более широкие сферы жизни.
Из всего многообразия этих некоммерческих организаций можно проследить одну главную черту, их объединяющую. Это стремление к защите обыкновенных граждан от нерадивых продавцов, некачественных услуг и товаров.
Особенности общественных объединений и их права
Союзы и другие общественные организации создаются для помощи не только простым гражданам, но и для снижения нагрузки на государственные органы. Главной особенностью этих структур является то, что они от результата своей деятельности не получают основного дохода, их цель – защита потребителей. То есть союзы и ассоциации являются некоммерческими структурами.
Еще одна из их характеристик – независимость от государства, бизнеса, политической линии. Общественные объединения не связывают никакие бюрократические процедуры. Принять дело по жалобе гражданина они могут в день ее поступления, сразу начав рассматривать и производить необходимые действия.
Не последнюю роль занимают объединения и в информировании населения об их правах и обязанностях продавцов, лиц, оказывающих услуги. Поэтому все больше и больше людей уже понимают какие-то основные свои права, знают, когда их пытаются обмануть и какие мероприятия предпринимать в таких случаях.
В штате практически всех общественных объединений, борющихся с нарушениями прав граждан, имеются высококлассные специалисты, юристы, способные оказать посильную помощь по широкому кругу вопросов. В связи с тем, что эти организации не наделены властными полномочиями, в отличие от государственных органов, все свои действия по привлечению виноватых лиц к ответственности они реализуют через судебные органы.
Общественные ассоциации по защите прав потребителей законом наделяются некоторыми полномочиями. Так, они вправе принимать участие при определении требований, предъявляемых к каким-либо товарам и услугам, могут осуществлять экспертизу качества. При обращении к ним граждан сотрудники союзов и ассоциаций вправе составлять соответствующие акты о нарушениях, после чего направлять их на рассмотрение в государственные органы для принятия по ним решения и привлечения виновника к ответственности.
Также такие объединения вправе предлагать исполнительным органам введение необходимых мероприятий с целью улучшения качества услуг. Если недобросовестный предприниматель неоднократно нарушает права граждан, то общество может потребовать от государства приостановления его деятельности.
Главными целями обществ – союзов и ассоциаций являются повышение уровня защищенности простых граждан, а также постоянное развитие и улучшение движения по защите прав потребителей. Конечно, помимо этих целей у них имеются другие функции и задачи. Главное понимать, что если покупатель или заказчик услуг столкнется с незаконными действиями как продавцов, так и лиц, оказывающих различные услуги, то он не останется один в таком положении. Защитить его предусмотренные Конституцией и законами РФ права помогут не только государственные учреждения, но и общественные объединения.