Мало кто задумывался, но ежедневно в нашей стране совершаются десятки миллионов сделок купли-продажи. Начиная от больших покупок вроде недвижимости и заканчивая мелкими типа канцелярских принадлежностей или продуктов питания, в этом процессе участвуют как минимум две стороны – продавец и покупатель. С целью защиты прав последних законодательной властью РФ приняты некоторые нормативно-правовые акты. Основной из них – закон о защите прав потребителей, который можно скачать в интернете или купить в специализированном книжном магазине может любой человек. В этой статье будут рассмотрены некоторые основные моменты, предусмотренные законом.
Состав нормативно-правового акта
Закон о защите прав потребителей РФ имеет довольно простую структуру, он состоит из четырех глав, те, в свою очередь, подразделяются на определенные статьи. Всего закон содержит 46 статей.
В первой главе содержатся общие положения, даются разъяснения о защищаемых отношениях, об используемых понятиях, правах потребителя и обязанностях поставщиков, производителей.Упомянуто о возможности компенсации морального вреда в случае нарушения прав покупателей.
Вторая глава представляет собой более детальное разъяснение прав потребителей при продаже изделий. В статьях этой главы разъяснены сроки предъявления и удовлетворения требований, порядок возврата товаров как надлежащего, так и ненадлежащего качества и другое.
Третья глава закона посвящена описанию прав потребителей при выполнении поставщиком услуг и работ.
В четвертой указаны органы, осуществляющие контроль за исполнением закона о защите прав потребителей РФ, приведен перечень полномочий органов местного самоуправления, государственной власти и общественных объединений.
Основной субъект права
Для начала необходимо сформировать понятие «потребитель». Закон под ним подразумевает абсолютно любое физическое лицо, желающее купить товары или заказать какие-либо услуги для личных нужд. Эти нужды не должны быть связаны с какой-либо предпринимательской деятельностью, следовательно, если они как-то связаны, то под действие этого закона не подпадают.
Момент, с которого потребитель становится таковым, возникает во время заключения договора (неважно какого письменного или устного).
Требования к товарам и работам
Далее следует разобраться с понятием «недостаток товара». Закон о защите прав потребителей РФ устанавливает, что любой товар или услуга должны соответствовать ниже перечисленным требованиям:
- Установленным законами.
Производство многих изделий регулируется государственными стандартами. Если приобретенный продукт не соответствует ГОСТу или другим правилам, то он имеет недостаток. - Установленным условиями договора.
Например, клиент заключает сделку с мебельным салоном, который должен изготовить на заказ шкаф размером 70х240х200 см, однако салон не соблюдает эти параметры и предоставляет шкаф с меньшими или большими размерами. - Соответствие целям, для которых они обычно используются.
Покупатель приобретает в магазине телевизор, но обнаруживает, что пульт дистанционного управления от него не работает. Здесь явный недостаток. Однако если телевизор приобретен «с рук» и был в употреблении, в договоре купли-продажи этот дефект указан, то никакого недостатка товара в этом случае не будет. - Соответствие целям, обозначенным продавцом и о которых он сообщил покупателю.
Возьмем тот же телевизор и сломанный пульт. Покупатель сообщает продавцу, что ему необходим пульт для определенной модели телевизора, но, купив его, этот пульт не подходит к данной модели. - Соответствие описанию или образцу при покупке по этим критериям.
При покупке через интернет-магазин клиент заказывает футболку синего цвета, которая была изображена на фотографии, но после оплаты ему приходит такая же футболка, но красного цвета.
Бывают случаи, когда при покупке товара, заказе работ или услуг, обнаруживаются такие недостатки, который устранить невозможно либо очень сложно и долго. Такой вид недостатка товара является существенным. Таким же он будет при неоднократном его выявлении или при повторном появлении после ремонта.
Качественные изделия и услуги
Закон о защите прав потребителей РФ устанавливает, что должно подразумеваться под качеством товара. Не будем приводить выдержек из нормативного акта и описаний признаков качества товара, так как понять это можно более легким способом. Тот товар, услуга, которые не имеют недостатков – качественные. И наоборот, изделия с недостатками будут некачественные.
Какие бывают сроки
Закон о защите прав потребителей РФ учитывает и такие моменты, как сроки годности, службы, а также гарантийный срок.
Из смысла понятия срока годности – это такой период времени, по окончании которого изделие будет непригодно для дальнейшей эксплуатации, использованию. Существует и перечень определенных товаров, на которые такой срок устанавливается в обязательном порядке. Это продукты питания, лекарственные средства, косметика и прочее. Законодательно установлен запрет на продажу товаров с истекшим сроком годности, однако не все торговые организации соблюдают это правило. Поэтому при покупке нужно быть особо внимательным.
Со сроком службы тоже все понятно. Это период, во время которого изготовитель ответственен за надлежащее качество изделия, за то, что его можно будет использовать по назначению. В случае обнаружения существенных недостатков продавец будет обязан устранить их за свой счет. Данный параметр также устанавливается не на все товары, услуги, а только на те, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителя или других лиц. Если такая опасность отсутствует, то и срок службы устанавливать нет необходимости.
Гарантийный срок – это срок, в течение которого могут быть обнаружены недостатки продукта. При их обнаружении производитель обязан их устранить. Этот срок может устанавливаться не только производителем. Торговая организация тоже вправе дать гарантию на любой продаваемый ими продукт.
В представленной статье приведены только основные понятия и нюансы закона о защите прав потребителей РФ. Для более подробного изучения своих прав как потребителя рекомендуется его скачать в интернете либо изучить другим способом. Знание своих прав может помочь в спорной ситуации заставить недобросовестного продавца соблюдать права клиента и исполнять его законные требования.