На сегодняшний день рынок предоставляемых услуг, товаров и работ очень разнообразен. Делая выбор в пользу того или иного товара или услуги, потребитель рассчитывает на качество за уплаченные деньги. Но глядя на статистику, можно с уверенностью сказать, что чаще ожидания потребителя не оправдываются. Также покупатель сталкивается с проблемой возврата товара или денег обратно, и не всегда у него получается это сделать. В таких ситуациях покупатель переступает через отделы и комитеты по защите прав потребителей и сразу подаёт иск в суд.
Основные положения юрисдикции
В соответствии с данными ВСУ, права потребителей защищаются местными судами, которые в основном занимаются гражданским правом за исковым производством, по иску физических лиц, которые выступают покупателями этих некачественных товаров, работ и услуг. Такие выводы идут как из Федерального Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», так и из норм Гражданского Кодекса РФ.
Подсудность дел о защите прав потребителей
Пунктом 2 статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации предусмотрено, что иск в суд подаётся по месту жительства истца, или продавца, организации, которые предоставляли некачественный товар. Также такие заявления принимаются по фактическому месту жительства истца, или в районе, где был заключён договор между потребителем и продавцом. Истец может быть уверен, что его иск не вернут представителями суда, с мотивацией по пункту 2 части 1 ст.135 Уголовно Процессуального Кодекса Российской Федерации, так как руководствуясь ч. 7, 10 статьи 29 этого же Кодекса, право выбора месторасположения суда остаётся за потребителем.
Представитель суда не вправе отказать в принятии иска, по жалобе на перевозчика пассажиров или багажа, даже если оно соответствует правилам подсудности, которое предпринято для подачи иска по защите потребительских прав. К этому числу также можно отнести и чартерные рейсы, где туристическая фирма несёт ответственность за грузоперевозку пассажиров и их багажа. В качестве исключений могут считаться судна, которые ходят по внутренним водам.
Когда иск подаётся одной из сторон заключённого договора, то судебный представитель не имеет права отказать в его принятии, мотивируясь пунктом 2 частью 1 статьи 135 Гражданско-Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Каким образом можно защитить свои права потребителя
Если рассматривается дело, которое является следствием нарушения прав потребителя, а также и самого Закона, то для производителя или его представителя могут быть предприняты не только штрафы и санкции, но и более серьезные наказания.
В соответствии с условиями производителя и заключенным между ним договором с потребителем, или предусмотренного законодательством правового комплекса, во время судебного заседания должны учитываться все нюансы.
Если вследствие нарушения прав потребителя он понесёт убытки, то производитель должен их компенсировать. В качестве исключения судом могут, рассматривается дела, в которых по закону предоставляется ограниченная ответственность. Уплата пени не убирает ответственности с производителя, которую он несет перед потребителем. Также сумма компенсации не должна содержать в себе штраф, так как он уплачивается отдельно за нарушенные сроки предусмотренные законом.
В качестве убытков могут быть рассмотрены расходы, которые потребитель понёс в связи с некачественным обслуживанием и на возможный ремонт приобретённой продукции. Если производитель получил дополнительный доход за счёт сбыта потребителю некачественной продукции, то последний имеет право при подаче иска указать и сумму этого дохода в качестве моральной компенсации.
Судебный представитель определяет сумму убытков в соответствии с действующими ценами или со стоимостью указанной в заключенном договоре между потребителем и производителем. Такое положение указано в статье 393 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Если потребитель требует от производителя уплату неустойки, то необходимо брать во внимание следующие моменты:
- В соответствии с законом производитель обязан выплатить пеню (неустойку) за каждый просроченный день. Размер пени устанавливается законодательством.
- Пеня за некачественно предоставленные услуги, которая предусмотрена статьей 28 Федерального Закона Российской Федерации.
- За нарушение сроков устранения поломки и проведения соответствующих работ также взимается пеня, которая должна соответствовать статьям 30 и 31 закона о сроках установленных государством.
- Если покупка была оплачена потребителем заранее, а товар не доставили в срок, то в соответствии с законодательством с производителя также взимается штраф за каждый просроченный день.
Потребитель также имеет право попросить в суде признать сделку недействительной, в соответствии с ГК РФ. Если подавать такое прошение, то следует понимать, что могут быть последствие, которые предусмотрены законодательством. В частности пунктом 2 статьи 167 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Судом разрешено применять статью 333 Гражданского Кодекса Российской Федерации только в особых случаях, если ответчик предоставит доказательства того, что неустойка была рассчитана, несправедлива или значительно завышена.
При провождении всех денежных операций и выяснении непредвиденных обстоятельств судом может быть повторно рассмотрено дело с изменениями в вынесении решения.