Жизнедеятельность современного человека – в понимании юриспруденции – представляет собой набор всевозможных правоотношений. Наиболее распространенные из них – приобретение товара, пользование услугой, где гражданин выступает в качестве потребителя. Основным источником права, регулирующим отношения между сторонами указанных отношений, является «Закон о защите прав потребителей» (далее – Закон).
Закон – основные положения
Анализ данного нормативного акта дает основание утверждать, что права последних – при грамотном использовании положений Закона – всесторонне обеспечены: законодатель гарантирует полноценную защиту для заинтересованных лиц (потребителей).
В чем это выражается? Прежде всего, в том, что негативные последствия договорных отношений (сделок) для потребителя подлежат обязательному устранению за счет продавца (исполнителя работ или услуг). Один из распространенных способов для этого – возврат некачественного товара и замена его аналогом, отвечающим обязательным требованиям или соответствующая компенсация.
Действующая редакция Закона (на 2015 год) содержит положения, которые были изначально сконцентрированы в данном источнике права – с незначительными изменениями, касающимися второстепенных вопросов, адаптирующих правовой акт к гражданскому законодательству РФ и иным сопутствующим правовым отраслям.
Отметим, что принципиальные положения остались неизменными – в сравнении с теми, которые были заложены ФЗ от 07.02.92 года, корректировки отдельных положений производились неоднократно – последнее изменение датировано 05.05.2014.
Немного истории
Более того, попытки сформулировать основные тезисы в данном направлении предпринимались еще в Древней Месопотамии, в легендарных Законах Хаммурапи, в XVII веке до нашей эры (!). Уже тогда правителями было четко осознано, что права потребителя нуждаются в надежной защите от произвола продавцов (исполнителей).
Товар, (работа или услуга) должны отвечать определенным требованиям, неустранимые дефекты свидетельствуют о недобросовестности продавца, предполагают возврат товара или иные действия по приведению качественных показателей в соответствие со стандартами.
В наши цели не входит подробное описание всех попыток правоведов упорядочить отношения, связанные с правом требования потребителя к исполнителю. Ограничимся еще одним историческим примером, датированным мартом 1961 года. Тогдашний Президент США, Д. Ф. Кеннеди, выступая в Конгрессе, озвучил основные права потребителя. Среди них, в частности, права:
• На получение информации;
• На безопасность;
• На выбор;
• На возмещение ущерба
• На возврат некачественного товара и некоторые другие.
Вывод однозначен: характерные проблемы для потребителя – равно как и оптимальные пути для их разрешения – удостаивались пристального внимания высших органов власти во все времена.
Современная редакция основного источника права
Однако вернемся к рассмотрению положений Закона о защите прав потребителей в редакции 2014-2015 года. Собственно «защита прав» представляет собой комплекс предписывающих норм, призванных обеспечить в полном объеме законный интерес потребителя – как наименее социально защищенного субъекта правоотношения.
Он имеет право – по правилам безвозмездных сделок – на получение товара (работы, услуги):
- Отвечающего установленным для него критериям;
- Соответствующего требованиям безопасности. Это касается жизни, здоровья, имущества потребителя, экологических ограничений;
- Содержащего исчерпывающую информацию о производителе.
Кроме того, Закон содержит предписывающие нормы, регламентирующие процесс реализации прав.
Стороны правоотношения
Субъектный состав правоотношения характеризуется обязательным признаком потребителя – это физическое лицо, права которого ущемлены ненадлежащими действиями исполнителя или продавца.
Именно они, не выполняя обязательственную часть договора (сделки), создают предпосылки для запуска правоприменительного механизма. Закон, как уже говорилось, выполняет регулятивную функцию.
Механизм реализации. Возврат как способ реализации прав
Возврат товара производится при установлении его дефектности – после проведения обязательных процедур, подтверждающих добросовестность потребителя. Проще говоря, нарушение законного права физического лица должно быть обусловлено виной продавца или исполнителя. Только в этом случае защита права (например, в форме возврата) полностью соотнесена с требованиями Закона.
Детально ознакомиться с ним в современных условиях довольно просто – достаточно скачать полный текст Закона в редакции 2015 года из ресурсов Интернета (документ доступен в любом формате). Можно без проблем изучить основные положения и на основе редакции 2014 года (изменения не носят кардинального характера).
Вывод
Резюмируя сказанное, еще раз подчеркнем: законодатель недвусмысленно заявил о том, что интересы заинтересованных лиц в правоотношении «продавец (исполнитель) – потребитель» подлежат обязательному соблюдению. Предоставлены абсолютные гарантии для сторон, находящихся в рамках правового поля.
Процесс реализации прав по защите законных интересов предусматривает несколько этапов, но конкретные шаги обеспечительного плана (возврат некачественного товара, иные компенсационные институты) здесь рассмотрены не будут: цель настоящей статьи – дать общую информацию о Законе по защите прав потребителей, показать его значимость для тех, кого он непосредственно касается.