30-я Глава Гражданского Кодекса Российской Федерации с изменениями на 2015 год регулирует правоотношения, связанные с процессами покупки и реализации продовольственных и промышленных изделий. Для осуществления этих сделок между сторонами заключается договор поставки, исходя из которого одна сторона обязуется совершить поставку покупателю определенной продукции. Качество, цена, количество и другие условия указываются в этом соглашении. В случае невыполнения, в том числе ненадлежащего, обязанностей по договору, последний подлежит расторжению по инициативе стороны, чьи права были нарушены. Кроме этого, полный список оснований для расторжения соглашения потребителем указан в кодексе. Возврат товара поставщику всегда оформляется в письменном виде с приложением необходимых документов, проведением бухгалтерской проводки, постановкой на учет. Налогообложению такая операция не подлежит, даже если продукт был поставлен на учет покупателем. Стороны при возвращении товара совершают у себя необходимые проводки по бухгалтерии. В ходе переговоров стороны могут прийти к соглашению как об обмене продукта, так и о возвращении денежных средств.
Стороны соглашения о поставке
В указанных гражданских правоотношениях обычно принимают участие две стороны, как уже было указано – поставщик и покупатель. Тот и другой, заключая соответствующий договор, принимают добровольно на себя все обязанности, связанные с его выполнением.
Обычно поставщиком продукции является ее производитель, но им может стать и другое юридическое лицо, а также физическое лицо, занимающееся предпринимательством. По соглашению о поставке продавец несет определенные обязанности, к которым относятся, в частности, передать контрагенту в определенный срок нужное количество изделий. Причем этот продукт должен быть качественным.
Если со стороны потребителя будут предъявлены какие-либо рекламации по полученной продукции, то поставщик обязан их удовлетворить, но только если они законны и обоснованы. При этом немаловажное значение имеет срок поставки, при пропуске или задержке которого, поставщик будет обязан оплатить предусмотренную договором пеню. Например, если этот срок в соглашении указан 01 марта 2015 года, а по факту продукт поступил 11 марта 2015 года, то за десять дней просрочки начисляется пеня. Ее размер зависит от договоренности сторон.
При получении товара или при договоренности по другому основанию, предусмотренному соглашением, покупатель должен уплатить ее стоимость. В случае не оплаты у противоположной стороны возникает соответствующее право требования к контрагенту.
Покупателем по соглашению поставки может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в чьи обязанности включается прием поставленной продукции и, конечно, своевременная оплата, как установлено в соглашении. Все эти действия подлежат документированию в соответствии с действующими законами.
Права закупщика при ненадлежащем исполнении условий договора контрагентом, например, при несвоевременной поставке, некомплектности или не качественности, установлены Гражданским кодексом РФ (с изменениями и дополнениями на 2015 год). Среди его прав есть и возможность возврата всего товара или определенной части поставщику. Если покупатель законно требует от продавца устранения всех нарушений его прав по соглашению или законодательству, а тот уклоняется от исполнения, возможно обращение в судебные органы. При подаче иска придется оплатить госпошлину, установленную законами на 2015 год.
Основания для возвращения продукции
В наибольшей массе случаев выявление некачественного изделия, а также неполной его комплектации происходит во время реализации в розницу. Розничный потребитель отдает такой товар продавцу, а уже тот возвращает его поставщику. Между розничным покупателем и продавцом также можно совершить обмен продукта на качественный либо вернуть уплаченные денежные средства (по желанию покупателя). Все эти процессы обязательно фиксировать в документальном виде.
Определенные статьи Гражданского кодекса в 2015 году предусматривают основания, при которых можно вернуть товар продавцу. К ним относятся:
- Неполная комплектация, отсутствие необходимых принадлежностей или документов.
- Различие поставленной продукции от установленного в договоре ассортимента.
- Отсутствие упаковки изделия (когда она должна быть).
- Неверное количество поставленного заказа.
- Некачественный, бракованный заказ.
Данный перечень для возвращения является исчерпывающим. Если покупатель возвращает товар по другим каким-либо основаниям, то это уже не будет являться возвратом, а считается налогооблагаемой обратной продажей. При обнаружении какого-либо перечисленного недостатка ему необходимо потребовать от продавца его устранения и предоставления качественного товара.
При невозможности устранения, замены договор поставки прекращается, однако стороны должны исполнить возложенные на них обязанности. В частности, поставщик при прекращении договора не освобождается от обязанности возвращения денежных средств и от возмещения убытков покупателю.
Отсчет времени для возвращения
Для возврата товара продавцу закупщик должен знать, что имеется определенный срок для осуществления подобной операции. Два года для этого предоставляется на продукты, на которые гарантия изготовителя не дается. Если же на продукт устанавливается срок годности, то вернуть его можно до истечения этого времени.
Также устанавливаются сроки на изделия с гарантией – в течение срока этой гарантии. Счет времени производится со дня продажи розничному потребителю, он указывается в кассовом чеке, в гарантийном талоне или техническом паспорте. Стороны могут установить и другие более продолжительные сроки, указав их в договоре. Также для определенных вещей срок может быть увеличен законодательными актами.
Как оформляется
При совершении операции возврата продукта продавцу, как уже говорилось, необходимо документально оформить соответствующие бумаги. Если заказ поступил некачественный или неполной комплектации в первую очередь нужно подготовить и направить контрагенту претензию. В порядке должны быть и такие документы, как товарно-транспортная накладная, акты приема-передачи.
Во избежание в дальнейшем споров и разногласий между сторонами желательно пригласить на оформление возврата уполномоченное лицо поставщика, его представителя, который может подтвердить несоответствие продукта, поставив свою подпись в документах. Кроме того, участие представителя разрешит сложности, которые могут возникнуть при расходах не перевозку – если поставщик не станет удовлетворять обоснованные требования оппонента. Также в дальнейшем через судебные органы можно будет взыскать с ответчика расходы по хранению товара, не соответствующему нормам и стандартам.
Составлением претензии может заняться штатный юрист предприятия, а при отсутствии такового любое другое лицо. Образец такой претензии можно найти на любых правовых ресурсах интернета. Оформление этого документа производится на фирменном бланке организации-покупателя, подписывается директором или другим уполномоченным на совершение таких действий лицом, скрепляется печатью, которая свидетельствует о подлинности подписи руководителя. К документу нужно прикладывать доверенность на подписанта.
В претензии должно быть указано:
- Наименование, местонахождение, контактные данные, банковские реквизиты потребителя.
- Наименование, местонахождение, банковские реквизиты поставщика.
- Ссылка на договор поставки с указанием его реквизитов, даты заключения, предмета соглашения.
- Имеющиеся претензии покупателя к поставленной продукции (некомплектность, не качественность, брак, поставка в неполном количестве, другие основания).
- Основания и причины, установленные законодательством или договором, при которых возможен возврат.
- Требование об обмене и предоставлении качественного изделия либо о возврате денег.
- Приложение (подтверждающие требование документы).
Также в претензии необходимо указать о сроке, в течение которого продавец должен дать ответ. Если этот срок претензионного порядка не установлен договором, то рекомендуется установить его в 15 дней. В случае неполучения ответа через 15 дней от поставщика можно обращаться в суд с исковым заявлением.
Актирование недостатков
Однако в большинстве случаев претензионный порядок разрешения споров позволяет обойтись без судебных процессов. Как правило, если претензия обоснована, поставщик старается исполнить ее и устранить требуемые недостатки, чтобы избежать судебных издержек, штрафов, предусмотренных договором. Судебные процессы могут также негативно сказаться и на деловой репутации продавца.
Составление акта о выявленных недостатках производиться комиссией из представителей обеих сторон. Если для выявления недостатка требуются какие-то специальные познания, то для составления данного документа приглашается эксперт. Чем раньше будет составлен акт, тем лучше, так как это позволит взыскать причиненные убытки с контрагента.
Что нужно указать в акте:
- Время его составления.
- Ф.И.О., должность членов комиссии.
- Реквизиты договора поставки и товарно-транспортной накладной.
- Список предметов, к которым предъявляются претензии, с перечислением конкретных недостатков.
- Экспертное заключение (в случае необходимости).
- Требование к продавцу о возврате денег или замене продукции.
Документ должен быть подписан всеми членами комиссии. При отказе представителя поставщика расписаться, это указывается в акте. Составляться акт может в произвольной форме на стандартном листе бумаги, главное, чтобы были указаны все вышеперечисленные моменты.
В качестве приложения к описанным выше претензии и акту о выявленных недостатках необходимо подготовить копии договора поставки, должна быть приложена накладная, акты приема-передачи, платежные поручения на перевод денежных средств на счет продавцу. При необходимости взыскать убытки следует сделать и приложить соответствующий расчет с обоснованием. Еще прикладывается накладная на возврат изделий с недостатками, которая оформляется на бланке.
При возврате некондиционного изделия бухгалтерии обеих сторон осуществляют учет и соответствующие проводки, чтобы избежать двойного налогообложения. Законодательство Российской Федерации по состоянию на 2015 год устанавливает, что потребитель может взыскать с поставщика компенсацию за транспортировку некачественного товара, его хранение у себя на складе.
Бухгалтерские проводки и учет
Учет поступающей продукции относится к обязанности бухгалтера. Ситуации, когда поставленный товар не отвечает требованиям покупателя, государственным или иным стандартам, совсем нередки. При обнаружении таких изделий, принятии их на учет и проведении работы по возвращению продукции к этому процессу подключается и бухгалтерия. Юридические лица или предприниматели, осуществляющие свою деятельность на основе упрощенной системы налогообложения, поступают при таких ситуациях в следующем порядке.
После вышеописанных действий по составлению акта, претензии, продукция ненадлежащего качества отправляется назад продавцу с заполненной в установленном порядке товарно-транспортной накладной. В свою очередь, бухгалтерия потребителя создает отметку в книге продаж, но на учет не ставит. После прибытия товара на склад к поставщику, его бухгалтерия ставит его к себе на учет, принимает его.
Хозяйствующими лицами, работающими на упрощенной системе налогообложения, не может выписываться счет-фактура. На этом основании в книге покупок ставиться номер своего документа. Этими действиями двойное налогообложение исключается.
Проводки в таком случае выглядят следующим образом:
Д62/К90 = стоимость купленного изделия
Д90/К68,2 = НДС в цене приобретенной продукции
Д90/К41 = стоимости продукта без налога на добавленную стоимость.
Итого = 0
Если приобретаемый товар пришел на склад закупщика, но тот не принял его, не поставил на учет и обнаружил недостатки, то поставщику передается счет-фактура с произведенной коррекцией. Другими словами, счет-фактура отображает не количество и цену поставленной продукции, а количество и цену только принятого потребителем качественного изделия. При сдаче деклараций по налогу на добавленную стоимость этот факт отображается. Также он должен быть зафиксирован и сделаны проводки в других отчетных документах, даже если товар был поставлен на учет. Счет-фактура с корректировкой проходит регистрацию в книгах продаж обеих сторон. Налоги в таких случаях фискальными органами не начисляются.
Решение проблемы
Итак, чтобы подвести итоги ситуации между поставщиком и его контрагентом, получившим некондицию, следует понимать, что у последнего имеется две возможности. Во-первых, покупатель может вернуть продукцию поставщику и потребовать возврат денег. Во-вторых, получить от поставщика надлежащую замену некондиционного товара на качественный. В любом случае к какому из вариантов прибегнуть решать закупщику.
Если у него долговременные партнерские отношения с контрагентом, то обычно к договору поставки подготавливается и подписывается дополнительное соглашение. В нем подробно описывается порядок действий сторон в такой ситуации, что позволяет решить данную проблему в досудебном порядке.
В случае выбора покупателем первого варианта – возврата денег, на продавца кроме ранее перечисленных расходов могут лечь и расходы по привлечению специалистов, экспертов, а если дело передается в суд, то и судебные издержки. Образец и инструкция по подаче таких исков в суд в свободном доступе размещены на юридических сайтах. Если в штате организации есть квалифицированный юрист, то проблем с этим не возникнет. Если юрист отсутствует, то придется его нанимать. Оплату его услуг, а также госпошлину можно будет взыскать в суде с ответчика.
Как упоминалось, размер госпошлины в 2015 году был изменен. С 01 января 2015 года действуют новые ставки оплаты этой пошлины, ознакомиться с ними можно, заглянув в Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 2015 год).
Возврат денег производится поставщиком на счет потребителя в безналичном порядке. В этой ситуации стороны также могут договориться о способе возврата денег, как будут они перечисляться на счет, в какие сроки, одним платежом или по частям.
Следует понимать, что не всегда возврат выгоден для потребителя. Если часть продукции легче заменить на качественный, то обычно они так и делают, чтобы не затягивать весь процесс. В любом случае расходы на транспортировку ложатся на поставщика.