В век современных технологий для большинства людей совершение сделок купли-продажи, в том числе и посредством интернета, является привычным делом. Но не всегда со стороны продавцов попадаются добросовестные предприниматели, особенно это касается онлайн-магазинов. Нарушение прав потребителей не редкость, но существующее законодательство предусмотрело защиту покупателей, приобретающих продукцию через интернет. Рассмотрим на примере крупного участника таких правоотношений гипермаркета и интернет-магазина ОБИ возврат товара, который можно произвести неудовлетворенному покупателю.
Появление гипермаркета
В 1970 году в Германии произошло открытие первого супермаркета ОБИ. Работа этого маркета основывалась на совершенно новом формате «сделай сам». Под крышей торговой организации расположился весь ассортимент продукции, предназначенной для ремонтных и садоводческих работ. Если ранее клиентам приходилось искать необходимые вещи в различных магазинах, то с появлением этого гипермаркета все стало возможно купить в одном месте.
Основателями компании являются Манфред Маус и Эмиль Люкс, которые выбрали наименованием своего бренда французское слово, переводящееся как «хобби». Цель организации и концепции ОБИ – сделать благоустройство и ремонт своей квартиры или дачи в увлекательное, приятное занятие. В Российской Федерации на данный момент существует 18 торговых точек этой организации.
Правила торговой организации
Супермаркет ОБИ в свои часы работы предлагает своим клиентам любые изделия для ремонтно-строительных работ, для сада и дачи, для проведения загородного отдыха и другого досуга, бытовую электронику и много другой полезной продукции. Из внутренних правил интернет-магазина следует, что любые клиенты имеют возможность знакомиться с представленной продукцией. При этом потребителям предлагается подтвердить, что они действительно были ознакомлены с этими правилами, что им разъяснены условия обслуживания. Кроме того, подтверждая это, клиенты принимают на себя обязанности по соблюдению правил торговой организации и действующего законодательства России.
Вместе с тем в этих правилах онлайн-магазина ОБИ существует такой пункт, согласно которому администрация может изменять полностью или частично условия обслуживания покупателей, а также любые другие условия и информацию, перечисленные них. При этом предварительного письменного уведомления пользователей не предусматривается. Например, при организации магазином каких-либо акций его руководство вправе вносить изменения в условия их проведения в течение всего периода проведения.
Владельцем торговой марки является общество с ограниченной ответственностью «ОБИ Франчайзинговый Центр», а также другие аффилированные юридические лица.
Регистрация в онлайн-магазине
Система регистрации пользователей на сайте интернет-магазина строго регламентирована. Заходя на сайт и регистрируясь в нем, пользователь автоматически подтверждает, что он принял правила и обязуется их соблюдать. Но даже если потенциальный клиент не прошел регистрацию, он все равно должен следовать вышеуказанным правилам.
Как обычно для того, чтобы зарегистрироваться в интернет-магазине ОБИ необходимо ввести адрес действующего электронного почтового ящика, а затем подтвердить принадлежность этого ящика клиенту, пройдя по соответствующей ссылке в почте. Произвести эту процедуру можно в удобные часы, независимо от работы гипермаркета. По желанию можно придумать себе вымышленный логин или написать настоящие данные, а также установить пароль, который не должен быть доступен третьим лицам. В свою очередь, руководство также несет обязательства перед пользователем о неразглашении его персональных данных, ставших известными после регистрации.
В результате ввода логина и пароля клиент магазина вроде как подписывается электронно-цифровой подписью в ее упрощенном виде, то есть ввод этих данных означает, что покупатель подтверждает свои действия, проведенные в магазине.
Характеристики и цена товаров
Все, предлагаемое магазином ОБИ, в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательной сертификации. В случае необходимости получения этого документа клиенту нужно будет пройти в сервисный центр гипермаркета.
Цены на все изделия указаны в российских рублях, но в данную стоимость не входят аксессуары к выбранному изделию (за исключением прямо оговоренных случаев). Цена, указанная в онлайн-магазине, является актуальной только в текущий день, и может быть изменена на следующий. Для получения какой-либо детальной информации покупателям рекомендуется обращаться в администрацию гипермаркета.
Фотографии и характеристики изделий, предлагаемых в онлайн-магазине, предоставляет не его администрация, а именно производители того или иного изделия. Следует учитывать, что производитель товара вправе менять внешний вид или другие параметры своей продукции, не уведомляя перед этим продавца. Это влечет риск того, что указанная на сайте продукция в момент покупки может отличаться по каким-нибудь параметрам. Чтобы этого избежать нужно при оформлении покупки внимательно проверять соответствие необходимых характеристик, а также убедиться в полной комплектации изделия. Если покупается технически сложная вещь, нужно привлекать соответствующих специалистов, которые профессионально подключат и установят это оборудование.
Порядок заказов
Потребитель вправе поставить в резерв любой продукт интернет-магазина, а после этого забрать его в ближайшем гипермаркете. Покупатель сам определяет дату и время отгрузки купленного заказа. Если пользователь не зарегистрирован в онлайн-магазине, но оформил продукцию, будет необходимо кроме даты и времени получения продукции, указать еще и адрес электронного ящика, номер мобильного или домашнего телефона. При этом за предоставление недостоверной информации пользователь несет ответственность. То есть риск неполучения продукта целиком ложится на потребителя, предоставившего данные, несоответствующие действительности. В этом случае какие-либо претензии к торговой организации будут считаться необоснованными.
В зависимости от региона страны варьируются и сроки для получения товара. Например, в Москве его можно будет забрать через сутки с момента оформления заявки, а люди, проживающие в других регионах, смогут получить заказ через четыре часа во время работы гипермаркета. По правилам срок отгрузки не должен быть более шести рабочих дней для Москвы и более двух рабочих дней для остальных регионов. В случае появления технических неполадок гипермаркет ОБИ вправе изменить предельный срок получения изделия. Однако при этом на продавца возлагается обязанность о надлежащем извещении покупателя посредством электронной почты или телефона об изменении этих сроков и об указании нового срока.
При оформлении заявки о резервировании продукции на электронную почту покупателя направляется соответствующее уведомление, в котором указано, что заявка зарегистрирована. Далее заказ перенаправляется в выбранный магазин, где подвергается обработке его сотрудниками. Следует знать, что подтверждение принятия заявки и ее регистрации не является фактом того, что требуемое изделие имеется в наличии. В случае отсутствия такового на складе сотрудники гипермаркета обязаны уведомить об этом заказчика. А если нужная вещь есть, то после оформления всех необходимых документов магазин направляет покупателю подтверждение в форме электронного письма с вложенным поручением. В данном поручении пользователь может ознакомиться с полным списком заказанных товаров и общей стоимостью, которую необходимо оплатить.
Выбранный заказ стоит в резерве гипермаркета в течение одних суток. Срок этот следует отсчитывать от времени отгрузки, указанному покупателем при оформлении товара. По истечении этого времени, если клиент не забрал продукцию, она возвращается на продажу. Из этого можно сделать вывод, что все вышеназванные действия не являются заключением договора купли-продажи, а будут являться таковыми только действия покупателя при внесении денежных средств в кассу магазина.
Подлинник квитанции об оплате может быть выдан только в часы работы магазина ОБИ. У многих из этих торговых точек время работы круглосуточное, а вот время работы кассы возврата в них только определенные часы — до 10 вечера.
Для получения приобретаемого изделия потребителю нужно предоставить продавцу сведения о номере заказа. Обязательно необходимо проверять при получении внешний вид, качество и отсутствие дефектов.
Как возвратить купленное изделие
В гипермаркетах ОБИ создано специальное подразделение, производящее обмен и возврат продукции. С каждым своим клиентом эта служба занимается индивидуально. Для возврата купленного товара клиент обязан предоставить сотрудникам указанной службы само изделие в первоначальном виде с ярлыками и заводскими пломбами производителя. Возврат может быть осуществлен по многим причинам, в том числе если он не подходит клиенту по каким-либо определенным характеристикам.
Срок, в который может быть оформлен возврат товара, в гипермаркете установлен в 101 рабочий день и отсчитывается с момента покупки. Для клиентов, которые входят в программу «ОБИ клуб», этот срок увеличен до 120 рабочих дней. Также на покупателя возлагается обязанность по предоставлению кассового чека, когда он желает провести обмен или возврат товара.
При обнаружении заводских дефектов и неисправностей товара потребитель может вернуть его в соответствии с законодательством РФ, а именно как указано в Законе «О защите прав потребителей». Но не на все виды продуктов можно оформить обмен или возврат. С ограничениями в этом плане можно ознакомиться, изучив указанный закон. Обычно сотрудники гипермаркета вкладывают такое уведомление в упаковку с товаром.
Действия при утере кассового чека
Законодательство РФ предусматривает возврат и обмен и при отсутствии по каким-нибудь причинам кассового чека. Для этого все же нужно любым способом подтвердить приобретение изделия именно в магазине ОБИ. Одними из таких подтверждающих документов являются инструкции по эксплуатации, технические паспорта, руководства пользователя. Помогут и свидетели – люди, которые видели, как клиент покупает продукцию в магазине.
Чтобы произвести обмен или возврат покупателю нужно обратиться в соответствующую службу ОБИ, написать заявление на имя директора магазина, в котором указать причины неудовлетворенности изделием. В этом заявлении также указываются наименование товара, когда и за сколько он был приобретен, ставиться подпись и дата. При отсутствии кассового чека в заявлении указываются данные лиц, которые могут подтвердить покупку товара в магазине. Если покупатель хочет произвести обмен, а не возврат, то это также нужно указать. После составления заявления в двух экземплярах один передается сотруднику торговой организации, второй остается у потребителя. При этом продавец обязан расписаться на экземпляре покупателя о приеме заявления.
В случае отсутствия в магазине нужного для покупателя товара на обмен, администрация вправе предложить ему подождать до тех пор, пока изделие не появится. При отказе клиента от таких условий в течение трех рабочих дней магазин ОБИ обязан сделать возврат денежных средств.