Желательно сразу смотреть видео в конце статьи! В процессе оформления договора поставки продукции между поставщиком и покупателем, как правило, вносится пункт, который регламентирует условия какой процедуры, как возврат товара от покупателя. Законодательная база устанавливает допустимые случаи отказа от сделки купли-продажи, вследствие которых будет произведен возврат продукции поставщику. В данном случае, отображать бухгалтерские проводки в балансе должен квалифицированный специалист.
Причины возврата товара и вычет НДС
В соответствии с нормами законодательства, существует определенный перечень причин для возврата товара поставщику. Среди них необходимо выделить:
- Несоответствие качества товара, утвержденного в документации;
- Нарушения оформления документов на продукцию;
- Не полная укомплектованность;
- Несоответствие номенклатуры, которая была прописана в договоре;
- Отсутствие или нарушение целостности упаковки;
- Расхождение фактического количества продукции с показателями, указанными в договоре;
- Другие случаи, прописанные в договоре.
Отметим, что если уже произошла отмена поставки заказа покупателем, в таком случае поставщик вправе принять к вычету уже уплаченную сумму НДС в бюджет. На сегодняшний день, действующее законодательство не требует обязательного заявления со стороны покупателя о возмещении НДС.
Для того чтобы выполнить возврат излишне уплаченного налога, потребуется предоставить ряд документов, а также соответствующее заявление в уполномоченные органы. В зависимости от результатов рассмотрения заявления, будет вынесено решение о возмещении НДС или об отказе.
Следует признать, что в момент отмены поставки заказа покупателем, вернуть НДС бывает достаточно проблематично, поскольку существует немалое количество тонкостей в данном процессе. Возмещение НДС – одно из наиболее сложных мероприятий. В связи с этим, настоятельно рекомендуется не терять времени, а незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам для успешного разрешения проблемы.
Пакет необходимой документации
Итак, в процессе приема продукции покупатель выявил явное несоответствие качества товара, которое было утверждено в соглашении. Следовательно, он отказался оприходовать груз, однако принял его при условии ответственного хранения для того, чтобы в ближайшие сроки осуществить возврат продукции. Первое, что необходимо сделать покупателю – незамедлительно сообщить об этом продавцу. Кроме этого, в адрес продавца в письменной форме покупатель подготавливает набор документов:
- Претензия с отказом приема продукции и требованием возврата денежных средств;
- Акт, в котором необходимо сделать перечисление всех недостатков продукции. Данный документ должен составляться по форме, утвержденной договором поставки. Процесс составления акта задействует представителей обеих сторон.
Далее рассмотрим, как именно будут отображаться бухгалтерские проводки данной операции на балансе потребителя и продавца.
Пример возврата продукции от потребителя
В бухгалтерском учете продавца операция отмены поставки заказа сопровождается сторнированием соответствующей проводки в его балансе. Рассмотрим процесс отображения операций у продавца непосредственно на примере.
Пример: продавец отгрузил продукцию общей стоимостью 10 700 руб., в т. ч. НДС 1 700 руб. Себестоимость продукции – 7 000 руб. Потребитель осуществил оплату денежных средств клиенту на счет – 10 700 руб. После того, как было обнаружено несоответствие качества товара, потребитель вернул продукцию поставщику в полном объеме.
Отображение проводок на балансе продавца
Рассмотрим, как осуществляется отображение бухгалтерских проводок на балансе продавца, в соответствии с регламентом УПП.
Сумма (руб.) | Дебет | Кредит | Наименование операции |
7 000 | 90.2 | 41 | Списание себестоимости продукции |
10 700 | 62 | 90.1 | Средства от поставки заказа |
1 700 | 90.3 | 68 ндс | Начисление НДС |
10 700 | 51 | 62 | Получение денежных средств от покупателя |
10 700 | 62 | 76 | Принятие претензии от покупателя за несоответствие качества продукции |
-10 700 | 62 | 91 | Сторнирование операции продажи |
— 1 700 | 90.3 | 68 ндс | ндс |
10 700 | 76 | 51 | Возврат денежных средств покупателю |
Кроме этого, в предложенном примере дополнительно был введен счет 76, который отображает учет операций по расчету с дебиторами и кредиторами. В первую очередь, связанно это с тем, что оплата за продукцию от покупателя поставщику уже была осуществлена. После отмены операции перед потребителем появилась кредиторская задолженность, а непосредственно покупатель стал «кредитором». Соответственно, вводится дополнительный счет 76, который необходим для проведения расчетов с кредиторами. После возврата продавцом денежных средств, долг будет погашен, а счет 76 обнулен.
Отображение проводок на балансе покупателя
Ранее, мы изучили ситуацию поступления возврата продукции от покупателя, рассмотрели проводки, отображающие учет операций непосредственно на балансе продавца. Далее, предлагаем изучить процедуру отображения операций возврата некачественной продукции в бухгалтерском балансе покупателя, в соответствии с регламентом УПП.
Сумма (руб.) | Дебет | Кредит | Наименование операции |
9 000 | 41 | 60 | Получена продукция от продавца |
1 700 | 19 | 60 | Получена продукция от продавца |
1 700 | 68 | ндс 19 | Вычет НДС |
10 700 | 60 | 51 | Оплата за продукцию поставщику |
10 700 | 76 | 60 | Продавец принял претензию за несоответствие качества приобретенной продукции |
— 9 000 | 41 | 60 | Отмена поставки заказа |
— 1 700 | 68 | ндс 19 | Восстановление НДС |
10 700 | 51 | 76 | Возврат денежных средств продавцом |
На этом тема, касательно возврата продукции от потребителя продавцу в связи с ненадлежащим качеством продукции окончена. Проведение всех операций происходит, руководствуясь законодательными и нормативными актами, а также с выполнением всех необходимых исправлений в бухгалтерской документации.