Гарантийный срок и срок годности указывается практически на всех товарах выпускаемых производителем или его представителем. Ответственность за такой товар ложится на продавца, тем самым давая право потребителю предъявлять претензии именно к нему.
Потребитель обязан различать между собой гарантийный срок, период хранения и срок службы, так как это разные понятия. Для того чтобы знать в какой ситуации были нарушены права потребителя, данные Федеральным Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», и понимать, где нужно требовать компенсации за ущерб – эти три термина необходимо различать.
Потребитель имеет право, в период срока службы, на:
- Ремонт и обслуживание купленного изделия за счёт производителя.
- Требовать проверку на наличие дефектов и других недостатков.
- Выдвигать претензию на нарушение прав и просить компенсации.
Когда товар не имеет указанного производителем срока службы, то потребитель имеет право предъявлять претензии на протяжении 10 лет с момента приобретения изделия. Такое право предусмотрено Законодательством Российской Федерации. Главное условие – это наличие документации, которая должна подтверждать покупку потребителя. Производитель имеет право не указывать срок службы. Государство принуждает изготовителя ставить срок службы только на те товары, которые могут угрожать жизни человека.
Непригодная к использованию продукция, у которой заканчивается период хранения, имеет так называемый срок годности. Правительство Российской Федерации приняло постановление, в котором утвердило целый список товаров, с периодом годности это было сделано 16.06.97. Пищевая промышленность также имеет ряд дополнительных документов, утвержденных в соответствии с ГОСТами и ТУ.
В период срока годности потребитель имеет право:
- Выдвигать претензии при обнаружении дефектов у изделия.
- Требовать возмещение ущерба.
Изделия, на которые производитель обязан ставить срок годности:
- На все изделия пищевой промышленности.
- Парфюмерно-косметическую продукцию.
- На всю линию лекарственных средств.
- На изделия бытовой химии и подобных товаров.
В случае, если на продукцию не установлен срок годности, то у потребителя автоматически появляется право предъявлять претензии в период, который будет разумным для этого вида товара, но не позднее чем через два года.
Во время срока хранения у продукции должны сохраниться все потребительские свойства. В период хранения должны соблюдать все требования и условия по хранению продукции, которые регламентируются технической документацией или соглашением купли-продажи. Когда заканчивается период хранения, то продукцию по Закону можно реализовывать. В то же время по истечению срока хранения, у продукции снижаются потребительские свойства.
На упаковку или тару период хранения указывается парой вариантов:- «Сохранить до», и пишется число, до которого это нужно сделать.
- «Хранится в период», и указывается время в днях, месяцах или годах, в течение которых нужно употребить товар.
Чтобы продукция была в надлежащем качестве необходимо не только придерживаться временем, отведённым для хранения, но и создать максимально комфортные условия для этого. В помещении для хранения продукции должны быть созданы условия, не сильновлажном и нет перепадов температуры, а также на товар не должно попадать солнце.
Главным отличием между сроком годности и хранения является, то, что по истечению первого товар снимается с реализации, а по истечению второго товар можно продавать. У этих двух понятий много общих характеристик, но следует различать, то небольшое отличие. Для того чтобы потребитель приобрёл качественный продукт, ему следует изначально изучит сроки указанные на упаковке.
Изготовитель имеет право, но вовсе не обязан указывать гарантийный срок. Законодательство Российской Федерации даёт 2 года, как гарантию, только в том случае, если производитель не указал этот период.
Также можно предъявлять претензии в течение двух – пяти лет с момента покупки товара, в случае, когда изготовитель не даёт гарантий.
Когда заканчивается срок службы, продавец и производитель перестают нести ответственность за брак или поломку изделия, за исключением тех ситуаций, в которых может пострадать потребитель.
Производитель обязан возместить ущерб в таких случаях:
- Если законом предусмотрено установление периода годности и службы, а изготовитель их проигнорировал.
- Покупатель не был до конца проинформирован по поводу сроков службы и годности.
- Потребителю не дали всей информации о том, как эксплуатировать продукцию или других указаний.
- Изделия, которые опасны для жизни потребителя после окончания срока годности.
Также существует период реализации – это срок после окончания срока хранения и до конца срока годности. В это время товар сохраняет все свои потребительские качества. На пищевую продукцию устанавливается период реализации с учётом срока, который продукт может пролежать еще и дома.
Продукты должны иметь не только периоды реализации, хранения, гарантийные, но ещё и отличаться качеством. Производитель несёт за это полную ответственность. С претензиями к продавцу разрешается обращаться в любой из этих периодов, не зависимо от того даны они производителем или государством. Также вышеуказанные даты зависят от таких факторов, как: технические характеристики изделий, конструкционных особенностей и обработки деталей.
Если подавать жалобу на товар, то неважно кем выданы гарантийные сроки: государством или изготовителем. В соответствии с законодательством Российской Федерации, производитель несёт ответственность за особо опасную продукцию в течение 10 лет с момента её приобретения. Покупателю не стоит забывать, что когда на товар заканчиваются все предусмотренные сроки, то она может стать опасной как для здоровья, так и для имущества.
Законодательство предусматривает немного другие требования к пищевой промышленности, там срок годности действует пока продукт можно употреблять. Главное правильно их хранить. По окончанию всех установленных временных рамок, продукты могут нанести вред организму, поэтому их употребление строго запрещено. Производитель перестаёт нести за это ответственность.
У потребителя есть полное право требовать предоставление полной информации со стороны производителя или его представителя на приобретаемый товар. Такая информация должна содержаться на упаковке или предоставляемой инструкции. Руководство должно быть на родном языке покупателя, иначе действия со стороны продавца будут рассмотрены, как ущемление прав потребителя. Скрытие какой-либо информации от покупателя может быть рассмотрено также как нарушение законодательства.
Когда нарушены права граждан, они могут обратиться в специальные отделы, комитеты или организации, которые помогут в решении их проблем. Также они предоставят полное расследование конфликтной ситуации и доведут дело до суда, если в этом будет необходимость.
https://www.youtube.com/watch?v=J5aFozwG160