Кто защитит потребителя?

 

Экспертиза в супермаркетеГарантом защиты потребительских прав выступает Правительство Российской Федерации, в лице своего исполнительного органа, которым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

ФЗ «О защите прав потребителей» в 40 статье осуществляет регулирование деятельности Роспотребнадзора в части реализации надзорного и регулирующего предназначения для обеспечения прав, субъектов взаимоотношений продавца и покупателя, и для поддержки интересов потребителей.

Роспотребнадзор координирует и реализует осуществление аудита соответствия предпринимательской деятельности, действий производителей, импортеров и продавцов, законодательно установленным нормам в области защиты гражданских прав потребителей и предписаниям компетентных надзорных органов. Обеспечение сохранности имущества потребителей, их жизни и физического благополучия реализуется посредством координации и выполнения Роспотребнадзором мониторинга соответствия качества товаров требованиям, предписанным к неукоснительному исполнению, благодаря которым обеспечивается их безвредность.

По результатам контроля соблюдения требований законодательства в области правовой защиты потребителей, Роспотребнадзор уполномочен выдавать обязательные для исполнения предписания, содержащие в себя требования о запрете нарушений требований закона, несоблюдения прав и ликвидации отступлений от обязательных требований. Наряду с выдачей новых предписаний, осуществляется контроль выполнения, выданных ранее, и принятие мер административного воздействия, предусмотренных КоАП РФ, в случае их неисполнения.

Наблюдательную функцию соблюдения прав потребителей Федеральная служба по надзору реализует посредством:

  • Контроля соблюдения требований в динамике отдельными предпринимателями, производителями и другими резидентами потребительского рынка;
  • Статистической обработки данных о несоблюдении требований законодательства, нанесении вреда жизни и благополучию покупателей товаров и потребителей услуг, ущерба природе или имуществу граждан.

По результатам работы за год, Роспотребнадзор отчитывается перед соответствующим комитетом Правительства РФ, об эффективности своей деятельности, состоянии защиты прав потребителей за отчетный период и в динамике.

Что может инспектор Роспотребнадзора?

Смотрит в лупуВ обоснованных случаях представители Роспотребнадзора вправе:

  1. Истребовать информацию и документацию, касающуюся выполняемой надзорной составляющей своей деятельности и получать её, согласно установленной процедуре. Субъектами запросов, направляемых в форме писем, обязанных предоставлять соответствующие ответы, могут быть управленческие структуры государственного и регионального уровня, лица, занимающиеся предпринимательством в рамках гражданских взаимоотношений покупателя и продавца.
  2. Проводить беспрепятственные проверки объектов, принадлежащих лицам, занимающихся бизнесом и являющихся резидентами на рынке товаров и услуг, обоснованные приказом руководителя Федеральной службы при условии обязательного предъявления удостоверения, подтверждающего служебные компетенции.

Осуществляя аудит, инспектор Роспотребнадзора уполномочен:

  1. Выполнять забор проб и взятие контрольных образцов продуктов, предназначенных для реализации населению, для выполнения лабораторного определения качественных показателей.
  2. Выдавать предписания лицам, осуществляющим предпринимательскую и производственную функцию в структуре рынка потребления, при обнаружении нарушений гражданских прав лиц, являющихся потребителями товаров и услуг, установленных правовым полем непреложных требований, а также при существовании потенциальной угрозы нанесения ущерба жизни и благополучию населения, его имуществу или окружающей природной среде.
  3. Привлекать экспертов при необходимости наличия специальных знаний для установления состояния проверяемых товаров требованиям защищенности интересов.
  4. При неисполнении законных предписаний и в иных прецедентах несоблюдения требований Административного кодекса РФ, оформлять протоколы, установленного формата и рассматривать дела по таким правонарушениям в рамках своих должностных полномочий.
  5. При наличии признаков деяния, имеющего состав уголовного преступления, уведомлять уполномоченные для их рассмотрения органы и передавать имеющуюся информацию.
  6. Осуществлять контакт с органами правосудия в части:
  • Соблюдения неприкосновенности прав потребителей или неопределенного их круга;
  • Ликвидации производителя или продавца товара ненадлежащего качества, ставшего причиной летального исхода или временной потери трудоспособности группы лиц;
  • Прекращения деятельности резидентов потребительского рынка допустивших грубые нарушения законодательных требований дважды за период одного года или, если число случаев превысило два.

Обязанности представителя Роспотребнадзора

Человек в такой форме зимой и есть тот самыйПри выполнении своих должностных обязанностей инспектор Федеральной службы должен руководствоваться требованиями соответствующего административного регламента, определяющего особенности реализации специфической функции. При реализации надзорной составляющей представитель Роспотребнадзора обязан:

  1. Выполнять свои обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, вовремя и в объеме, установленном регламентом службы.
  2. Не допускать несоблюдения, установленных правовыми актами, прав и свобод проверяемых субъектов гражданских взаимоотношений.
  3. Не отклоняться от цели выполнения аудита и проводить его по распоряжению руководителя, оформленному надлежащим образом, и после одобрения органами прокуратуры (если это оговаривается дополнительно).
  4. Выполнять аудит в пределах временных рамок, ограничивающих проведение проверки и только в течении установленного служебного распорядка дня.
  5. Не утаивать от лица, выполняющего руководство или полномочного работника поднадзорного субъекта предпринимательской или производственной деятельности, информацию и документацию по организации осуществления аудита и о ходе проведения, недочетах и отклонениях, обнаруженных в процессе надзора.
  6. При обращении поднадзорного субъекта в полномочные органы правосудия (арбитражный суд) с обжалованием законного предписания, обосновывать правомерность и законность предпринятых мер при выполнении надзорной функции.
  7. Предваряя проведение проверки, по просьбе ответственных представителей поднадзорного субъекта, выполнить ознакомление их с содержанием Административного регламента.
  8. Если имеется в наличии журнал регистрации проверок надзорными органами сделать отметки о завершенном аудите согласно представленной форме.

Права проверяемого субъекта

Возврат товараРуководитель или полномочный работник субъекта потребительского рынка, относительно которого осуществляется надзорная функция вправе:

  • Лично принимать участие в выполнении аудита, затребовать от проверяющего данные о ходе выполнения проверки, разъяснять, возникающие спорные моменты;
  • Проходить ознакомление с материалами контрольного аудита в процессе его осуществления, а при выявлении замечаний или несогласии с чем-либо, делать необходимые отметки в Акте проверки;
  • Обжаловать в органах правосудия (арбитражный суд) правомочность выданного предписания в трехмесячный срок после его получения. В случае если ходатайство принимается к рассмотрению, действие предписания приостанавливается до вынесения судебного решения.
  • Требовать возмещения ущерба (недополученная прибыль или прямые затраты), нанесенного действиями лица, осуществляющего контрольную функцию.

Регламент осуществления аудитов

Каждый год Федеральной службой Роспотребнадзора составляется график проверки индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в отношении которых осуществляется надзорная функция. График составляется таким образом, чтобы каждый подконтрольный субъект подвергся проверке не реже одного раза в три года.

Плановые проверки проводятся на основании утверждённого графика, а внеплановая может быть проведена в любой момент, при наличии обращения граждан или факта нанесения вреда жизни и физическому благополучию потребителей, а также ущерба имуществу граждан или природной окружающей среде.

Проведение планового или внепланового аудита может быть организовано в виде проверки документации или непосредственного контроля состояния объекта путем выезда на место.

Вне зависимости от формы проведения проверки, общая ее продолжительность не должна превышать двадцати рабочих дней.

Режим работы инспектора или комиссии при осуществлении проверки должен соответствовать принятому для субъекта проверки распорядку трудовой деятельности.

Сроки проведения проверок регламентируются следующим образом:

  • Малое предприятие не может проверяться более 50 часов в год;
  • Микропредприятие не может проверяться более 15 часов в год;
  • Субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в нескольких регионах не должен проверяться более 60 дней суммарно для всех филиалов;
  • В исключительных случаях, срок проведения проверки может быть продлен руководителем регионального подразделения Роспотребнадзора не более чем на 15 часов для микропредприятий и 20 дней для юридических лиц.

Общественная приемная Роспотребнадзора

Ваш пропуск в наш мирДля повышения уровня информированности потребителя и проведения разъяснительной работы по отдельным вопросам законодательства, в составе главного управления Федеральной службы создана общественная приемная. Назначением общественной приемной является проведение консультаций граждан и предпринимателей, являющихся субъектами рыночных взаимоотношений, при непосредственном обращении и в дистанционной форме.

Общественная приемная создана для осуществления информационной и методологической поддержки территориальных подразделений Федеральной службы и статистического анализа характера и частоты обращений граждан и предпринимателей. На основании собранных данных производится оценка состояния потребительского рынка и определяются проблемные вопросы его функционирования и развития.

Жалоба в Роспотребнадзор: работает или нет?

Яндекс.Метрика