Государственный орган в сфере торговли

статуя правосудия

Продовольственный рынок России весьма огромен, поэтому существует и множество организаций, регулирующих или иным образом оказывающих влияние на него. Чтобы контролировать процессы, происходящие на этом рынке, государством были созданы специальные органы. Одним из органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением прав граждан в сфере торговли и оказания услуг, является Комитет по торговле и защите прав потребителей. Наряду с другими государственными органами, а также независимыми от власти общественными объединениями, это учреждение выполняет важную роль в торговой внутренней и внешней политике страны.

Орган исполнительной власти

Рисунок человечка с зонтиком

По сути Госкомитет по торговле является одним из органов исполнительной власти страны. Он реализует политику государства в торговой области, а также в сфере общественного питания. Направлена эта политика на удовлетворение спроса и потребностей людей, граждан страны во всевозможных услугах и товарах, а также на качественную и эффективную организацию обслуживания потребителей. Также Госкомитет влияет на формирование рыночных отношений, их развитие.

Госкомитет по защите прав потребителей, являющийся властным органом, при осуществлении деятельности должен руководствоваться действующим законодательством РФ, в том числе Конституцией. Рассматриваемый Комитет создан в форме юридического лица, а потому имеет свои печати, счета в банках, бланки, имущество. Печать этой организации имеет изображение Государственного герба страны.

Задачи Госкомитета

Государство создало данное учреждение с определенными целями, одними из которых являются всесторонняя помощь покупателям и гражданам, получающим от третьих лиц определенные услуги, удовлетворение потребностей людей в товарах народного потребления. Поэтому на Комитет по торговле возложены и определенные задачи. Одними из них являются:

  1.  Госкомитет должен участвовать в поставленных Правительством страны исследованиях, реализациях целевых проектов. Кроме того, на него возложена обязанность по исполнению функций государственного покупателя по работам, которые сопряжены с такими программами.
  2. В задачу Комитета по торговле входит принятие мер по демонополизации, развитию и содействию конкуренции и коммерциализации, создание одинаковых условий для всех юридических лиц и предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере торговли. То есть на Госкомитет, помимо защиты прав потребителей, возлагаются и задачи по поддержке малого и среднего бизнеса.
  3.  Оказание влияния на весь потребительский рынок, на наполнение этого рынка необходимыми товарами, их производство и повышение качества, ассортимента продукции.
  4. Сотрудничество с местными исполнительными органами.
  5. Внесение всевозможных предложений, которые будут способствовать совершенствованию регулирования деятельности бизнеса, а также стимулировать его рост.

Кроме обозначенных основных задач на Госкомитет возложены и другие.

Функции Комитета

Для выполнения поставленных Госкомитету по торговле задач он выполняет множество функций, одни из которых следующие:

  1. Анализ состояния торговли, подготовка прогнозов того, каким будет эта сфера в будущем. Для этого Комитетом изучаются спрос и предложение на продукцию, потребление ее в настоящее время (как продовольственных, так и непродовольственных товаров), достаточность продукции населению, другие факторы. О результатах такого изучения информируется Правительство РФ.
  2. Определение специальных требований к изготовлению продуктов питания.
  3. Подготовка предложений по объемам производства, экспорта и импорта продукции, покупки сельскохозяйственных товаров, качественным характеристикам определенных групп изделий, их ассортименту. Данные предложения Комитет по торговле направляет в заинтересованные органы (министерства, организации и предприятия).
  4. Оказание помощи отдельным нуждающимся регионам в закупках необходимой недостающей продукции.
  5. Подготовка предложений по улучшению порядка ценообразования, налоговой политики, бухгалтерского учета и кредитования.
  6. Разработка целевых программ, оценка их эффективности подготовка бюджетных заявок для их воплощения в жизнь. Данная функция выполняется Госкомитетом при помощи Министерств экономики и финансов.
  7. Проведение государственных закупок продукции по импорту, контроль ее поставки с дальнейшим размещением таких поставленных товаров по регионам страны.
  8. Поддержка функционирования товарных бирж, совершенствование биржевой торговли, поддержка организации и деятельности оптовых рынков.
  9. В необходимых случаях при соответствующем положении на потребительском рынке предлагает ограничить вывоз определенной продукции из государства. Такие предложения рассматриваются Правительством РФ.
  10. Разработка рекомендаций и требований к формам и способам организации торговли, общественного питания.
Данный перечень функций Госкомитета не является исчерпывающим, Комитет по защите прав потребителей выполняет и множество других значимых для государства и потребителей действий.

Структура организации

Карикатура мужчины

Руководителем Комитета по защите прав потребителей является председатель, который назначается на эту должность непосредственно президентом страны. Правительство, в свою очередь, назначает на должности его заместителей.

Кроме этого, в структуру государственного органа входят различные отделы и сектора. Например, сектор по защите прав потребителей, отдел бюджетного планирования, отдел координации торговли и бытовых услуг, отдел развития индустрии питания и некоторые другие.

У Госкомитета имеются и подведомственные организации, некоторые занимаются исследованием продуктов питания, другие подготовкой соответствующих специалистов в области торговли (специальные учебные заведения, колледжи и т.п.).

Государственный Комитет в сфере торговли и защиты прав потребителей играет довольно значимую роль во всем торговом процессе Российской Федерации. От качественного, своевременного и эффективного выполнения им своих функций и задач зависит не только весь продовольственный рынок страны, средний и малый бизнес, но и в конечном счете от этого зависит удовлетворение нужд простых потребителей.

Фестиваль торговли — 2013

Яндекс.Метрика