Качественная или некачественная продукция?

 

Лупа контроляПроверка качества товара – это процесс, производимый для сравнения определенного изделия с официальными определенными данными, стандартами, нормами, предписанными и предъявляемыми к такому роду продукции. В широком смысле этот процесс направлен на принятие все нужных мер для обеспечения нужного надлежащего уровня качества и соответствия требованиям в какой-либо стране.

Проверка и экспертиза

Не стоит объединять эти два понятия в одно. Проверка качества товара производится изготовителем продукта и проводится по требованию покупателя или других заинтересованных лиц в течение определенного срока. При этом процессе устанавливаются следующие моменты: наличие, отсутствие недочетов, недостатков изделия; причины возникновения недостатков при их обнаружении; виновная сторона в появлении дефектов (производственный брак или ненадлежащее использование потребителем). О полученном результате составляется акт. Для проведения этой процедуры производитель вправе нанимать и приглашать лиц, обладающих специальными познаниями в нужной отрасли, либо осуществить ее своими силами. Акт о результатах подписывается присутствующими членами, специалистами, сторонами спора.

Если покупатель не согласен с выводами специалистов после ее проведения, сомневается, что продукт действительно надлежащего качества он может потребовать проведения экспертизы. Для ее производства сторонами совместно выбирается эксперт, который не заинтересован в результате. При заключении эксперта о надлежащем качестве продукта либо о том, что недостатки появились в процессе неправильной эксплуатации, покупателю нужно будет оплатить все расходы производителя. Если прав потребитель, то такая обязанность, соответственно, возлагается на производителя. При экспертизе акт не составляется, а выдается заключение эксперта.

В течение проведения обеих процедур заинтересованные лица вправе присутствовать на них и наблюдать за их ходом.

Что можно узнать, проведя проверку или экспертизу? Конечно же, всем покупателям будет интересно знать является ли приобретенный ими товар надлежащего качества или нет. При проведении указанных выше процедур можно получить такую информацию, как наличие дефектов, поломок, нарушений работы какого-либо изделия. Также при этом выясняются причины образования этих недостатков, срок, когда они появились. И, главное, экспертиза позволит установить лицо, виновное в появлении брака – продавец (производитель) или покупатель, а может быть, и кто-то другой.

Правовые аспекты

Овальный столДля чего обычному покупателю может потребоваться проводить этот сложный процесс? Дело в том, что статьей 21 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя на обмен и возврат продукции, которая некачественная. Чтобы применить нормы этой статьи требуется либо согласие производителя, продавца, а если он не согласен, то необходимо проводить проверку или экспертизу, которые докажут правоту покупателя. Например, клиент возвращает в магазин некачественный ноутбук в течение срока гарантии, но продавец отказывается его принимать и утверждает, что он надлежащего качества. Проведенная экспертиза или проверка надлежащего качества этого ноутбука решат разногласия между сторонами, и в случае если ноутбук действительно с браком, то покупатель может смело ссылаться на статью 21 законодательного акта и требовать соблюдения своих прав. При этом следует учитывать, что продавец в соответствии с нормами закона обязан его принять и провести соответствующую проверку. С одной стороны, она защищает интересы покупателя, с другой охраняет права продавца, защищая его от необоснованных претензий в отношении товаров надлежащего качества.

Примечательно, что нормативно-правовой акт конкретные сроки проведения данного процесса не устанавливает. Но если применять аналогию, то можно прийти к следующему.

Пункт 1 статьи 21 описываемого закона гласит, что продавец при обращении к нему покупателя с претензией на некачественный товар обязан заменить его в течение семи дней, а если требуется какое-либо дополнительное исследование, то в течение двадцати дней. Из смысла этой нормы можно сделать вывод, что проверка качества товара должна занимать не больше 20 дней. То есть на 21 день она должна быть окончена и представлены ее результаты. Течение этого периода начинается с момента составления акта приема-передачи между сторонами. Рекомендуется потребителю этот акт составлять в двух экземплярах, на одном из которых должен расписаться продавец.

Нужно заметить, что указанный срок 20 дней относится только к проведению проверки, а не экспертизы. Для проведения последней может понадобиться и большее количество дней.

Что будет если на 21 день обследование не окончено? При нарушении продавцом, изготовителем срока, установленного статьей 21 рассматриваемого закона, с него может быть взыскана неустойка. То есть, если на 21 день проверка не окончена и клиенту не заменяют товар, с этого момента начисляется пеня в размере одного процента его цены за каждый день просрочки.

В отличие от 21 статьи следующая статья нормативного акта о защите прав потребителей подразумевает, что в некоторых случаях проверка качества товара должна быть не более 10 дней. К таким случаям относятся требования покупателя о возмещении убытков, уменьшении цены изделия, возмещении расходов на исправление недостатков, возврате денежных средств.

Таким образом, от требования покупателя в соответствии с законом зависит и срок проверки. При требовании замены – продавец должен его исполнить на 21 день, при других требованиях – на 11 день.

Виды контроля

ЭкспертизаНа предприятиях, занимающихся выпуском продукции, анализ товара осуществляется специально созданным структурным подразделением – отделом технического контроля.

По стадиям можно разделить этот процесс на следующие виды:

  1. Технологический анализ надлежащего качества товара, заключающийся в контроле над соблюдением всех технологий производства, а также правильного хранения, упаковки выпущенной продукции.
  2. Готовый продукт подвергается так называемой выходной проверке, при которой определяется соответствие всем стандартам и нормам. При положительном результате данного вида исследования продукцию разрешается отправлять на поставку, о чем составляется акт.
  3. Входная–применяется для изделий, надлежащее качество которых напрямую зависит от материала изготовления и комплектующих товара. Еще такому виду контроля подвергаются продукты, свойства которых зависит от условий транспортировки и хранения. В свою очередь, этот вид подразделяется на следующие подвиды: выборочная, полная, стратегическая. Как понятно из самого названия, полная подразумевает обследование всей партии произведенной продукции. Производится с целью недопущения поставки бракованных изделий.
  4. Прямо перед погрузкой изделий для транспортировки осуществляется приемочная проверка. В ходе нее проверяется правильность подготовки для перевозки на транспорте, их крепление в соответствии с особенностями каждого вида продукта. Составленный акт в данном случае также обязателен.

При проведении обозначенной процедуры она может быть разделена еще и на активную, и пассивную. При пассивной проверке в случае обнаружения бракованного изделия такой факт просто фиксируют в специальном журнале и все. А при активной бракованный товар изучают с целью недопущения в дальнейшем его появления.

В общем,анализ товара состоит из первоначального контроля, в ходе которого обследуются оборудование, материалы для производства и другие факторы, влияющие на ход изготовления изделий. После его проведения происходит выборочный контроль произведенной продукции, а затем окончательное исследование. Если все эти этапы пройдены, товар отправляют на склад и подготавливают для транспортировки потребителю.

Показатели и параметры

Рассмотрим на какие показатели или параметры нужно обращать внимание для определения надлежащих свойств товара. Первыми из них являются характеристики изделия, показывающие для каких потребностей оно изготовлено. Так, если к посуде, изготовленной из пластика и производящейся для одноразового использования в кафе, на пикниках и прочих подобных мероприятиях, предъявляются минимальные требования, то к домашней посуде, которую используют ежедневно, будут предъявлены требования значительно выше.

Надежность – второй критерий, который в основном предъявляется к технически сложным изделиям либо таким, которые предполагают активную эксплуатацию и требуют износостойкости и прочности, от нее зависит сколько дней или лет прослужит изделие.

Третьим параметром считается стандартизация и сертификация. Если изделие изготовлено в соответствии с государственным стандартом, то его качественные характеристики, естественно, превышают такое же изделие, не прошедшее стандартизацию. Сертификат также будет являться бесспорным плюсом при выборе покупателем какого-либо продукта.

Цвет, габариты, вкусовые свойства, какие-либо дизайнерские решения – четвертый параметр для определения качества.

Что такое стандартизация и сертификация

Образец документа товараСтандартизация – механизм, отражающий действия или деятельность государственных, частных организаций или исследовательских компаний по установлению нормативов, характеристик определенной продукции. Данный механизм применяется для установления единообразных методов оценки качества продукции. Как правило, источниками таких требований являются государственные стандарты (ГОСТ) или технические акты и регламенты.

Сертификация – механизм для определения оценки производственной деятельности изготовителей какой-либо продукции. Оценивают деятельность таких организаций и предприятий на соответствие нормам и стандартам. В результате проведения сертификации производитель получает акт, подтверждающий, что изготовленный им продукт соответствует необходимым требованиям. В Российской Федерации основным и наиболее распространенным является сертификат соответствия изделий ГОСТу. Сертификат действителен в течение определенного срока.

В настоящее время в стране достаточно сертифицированных компаний, которые могут взять на себя осуществление как проверки, так и экспертизы в приемлемые для клиента сроки. Законодательством установлен срок от семи дней до двадцати дней для замены некачественного продукта. Обратившись же в зарекомендовавшую себя организацию, этот срок можно существенно сократить. Конечно, многое зависит от сложности работы, технической сложности изделия и других факторов, но профессионализм компаний, занимающихся этой процедурой, позволит осуществить этот процесс в течение более короткого срока, и клиенту не придется ждать 21 день для обмена некачественного товара.

В целом же, рассмотренный нормативно-правовой акт и остальное действующее законодательство преимущественно направлены на защиту прав именно покупателей, а не продавцов. Поэтому для эффективной защиты своих интересов нужно знать хотя бы основные нюансы рассмотренной темы.

 

ЗаИтА