Для чего нужна экспертиза проектов?

 

Молоток на проэктеДля того, чтобы долголетний опыт строительства и возведения зданий, сооружений и различных конструкций использовался с пользой, а совершенные ошибки не повторялись все требования, гарантирующие безопасность строений для людей и соседних сооружений формализованы в виде всевозможной нормативной базы знаний, включающей правила, положения, стандарты и постановления. Для обеспечения соблюдения всех основополагающих норм, изложенных в технической документации, при разработке проектов новых строительных объектов или модификации старых строительных конструкций, проводится государственная экспертиза. Положительное заключение государственной экспертизы гарантирует, что вновь возводимое здание не представляет угрозы для тех, кто будет жить и работать в нем или в непосредственной близости.

Постановление Правительства РФ №145 регламентирует потребность и порядок осуществления аудита проектных расчетов и решений, как на строительство новых зданий и сооружений, так и на переустройство старых, с целью придания им новых свойств и характеристик, или восстановления функционального состояния сопоставимого с вновь построенным сооружением. Аудит соответствия выполняется также для результатов комплексного изучения природных условий на территории под застройку и сметного расчета стоимости проекта.

Является ли экспертиза обязательной?

Книга и молотокОбязательный порядок проверки на соответствие требованиям проектной документации, результатов комплексного обследования территории застройки и расчета стоимости строительства, Постановление Правительства РФ №145 устанавливает для строительных объектов повышенного внимания среди которых:

  • Строительные объекты, охватывающие территорию двух или большего числа регионов РФ;
  • Объекты дипломатической миссии в зарубежных странах, в том числе представительств, посольств и других сопоставимых сооружений;
  • Объекты строительства, находящиеся в морском пространстве, прилегающем к территориальным водам РФ, но находящемся за его пределами;
  • Объекты, возводимые на водной поверхности внутренних морей или в водах, прилегающих к территории страны и являющихся его составной частью, морей;
  • Сооружения, информация о конструкции и назначении которых является сведениями, относящимися к государственной тайне и не подлежащими разглашению (оборонные сооружения и т.п.);
  • Дороги для движения колесного транспорта на пневматическом ходу, соединяющие территориальные единицы страны и подлежащие федеральному контролю;
  • Объекты, в силу своих архитектурных особенностей или древности, относящиеся к достоянию России и составляющие ее культурное наследие;
  • Сооружения или совокупность сооружений, представляющих потенциальную угрозу благосостоянию окружающей социальной сферы и природной среде, по причине своей сложности и опасности обращающихся материалов, полупродуктов, продуктов и иных оборотных средств;
  • Строительные конструкции и сооружения, отличающиеся неординарными архитектурными решениями с точки зрения композиции или конструктивных элементов;
  • Объекты для осуществления деятельности по сбору, сортировке, организованному хранению и вторичного использования или утилизации отходов жизнедеятельности общества.

В остальных случаях привлечение государственных структур к аудиту соответствия проекторной документации Постановление Правительства РФ №145 не регламентируется и определяется волеизъявлением застройщика или технического руководителя строительства.

Что должна включать документация на экспертизу?

Проект и карандашВторая глава Постановления Правительства РФ №145 устанавливает порядок и комплектность предоставления проектных решений, в том числе результатов расчетов и обследования территории под застройку.

С целью упорядочения контроля соответствия комплекта документов, действующим правилам и требованиям, предусмотрен следующий порядок и содержание составных частей:

1. Заявление на проверку документации, включающее подробную информацию об объекте строительства и субъектах, задействованных в реализации проекта:

В отношении организаций, выполнивших разработку проектных решений, включая расчеты стоимости и обследование территории под строительство обязательным является предоставление идентификационных данных:

  • ФИО, реквизиты удостоверения личности и адрес проживания – для индивидуального предпринимателя или частного лица;
  • Полное наименование и местоположение – для юридического лица.
  • В отношении инициаторов аудита проектной документации и расчета стоимости, в том числе лица полномочного представлять интересы застройщика и самого застройщика, необходима идентификационная информация аналогично данным о разработчике проекта (для физического или юридического лица).
  • В отношении объекта строительных работ необходимо предоставить данные о местоположении строительной площадки и основные параметры объекта строительства (высота, объем, этажность и т.п.).

2. Проектная документация на капитальное строительство объекта в составе всех предусмотренных, согласно Постановления Правительства РФ №145, разделов, установленных п.12 ст.48 Градостроительного кодекса.
3. Копия задания на основании которого разрабатывался проект.
4. Результаты натурных исследовании территории под застройку, порядок оформления которых предусмотрен ГрК РФ.
5. Копия задания, обосновывающего проведение обследование строительной площадки.
6. Положительные заключения иных государственных экспертиз, если планируемый характер деятельности объекта предусматривает такую необходимость.
7. Документы, подтверждающие юридическую обоснованность действий полномочного представителя.
8. Информация о применении индивидуального порядка расчета сметной стоимости.

Помимо перечисленных документов эксперт вправе запросить дополнительный расчет принятых в проекте решений, с конструктивной и технологической точки зрения. Постановление Правительства РФ №145 предусматривает порядок предоставления запрошенного расчета в течение пяти дней с момента запроса.

Порядок проверки документации

Макет на листеПостановление №145 предусматривает положение о проверке пакета документов, предоставленных для проверки соответствия требованиям безопасности.

Сроки предварительной проверки документов могут составлять от трех до десяти суток в зависимости от сложности строительной конструкции.

По результатам предварительной проверки может быть вынесено одно из следующих решений:

1. Возвращение по формальному признаку – осуществляется, если аудит должен проводится другой организацией.
2. Отрицательное решение по принятию к рассмотрению, возможно в одном из случаев:

  • Недостающие части, установленные ч.12, 13 ст.48 ГрК РФ;
  • Содержание разделов, не соответствующее требованиям ч.13 ст.48 ГрК РФ;
  • Результаты натурного обследования территории не соответствуют регламенту ч.6 ст.47 ГрК РФ;
  • Недостающие документы, в том числе результаты смежных экспертиз;
  • Исполнители проекта и изысканий, не соответствующие требованиям ч.4, 5 ст.48 и ч.2, 3 ст.47 ГрК соответственно.

Передача документов для повторной проверки комплектности осуществляется после устранения замечаний.

3. Согласование содержимого пакета для выполнения оценки соответствия.
4. Предоставление отсрочки, не превышающей 30 дней, для устранения замечаний без возвращения пакета документации и последующей повторной проверки.

В случае принятия к рассмотрению, заключается договор на оказание услуг установленного образца, который можно скачать на официальном портале. После заключения договора и оплаты услуг экспертов начинается работа, по оценке соответствия.

Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней, а в некоторых случаях, которые в п.29 ч.IV предусматривает Постановление №145, сокращается до полутора месяцев.

В процессе проверки документации допускается ее оперативная корректировка и дополнение.

Итогом проведения проверки соответствия требованиям безопасности может быть:

  1. Положительное заключение государственной экспертизы – оформляется при соответствии регламентируемым требованиям, установленным для градостроительной деятельности.
  2. Отрицательное заключение государственной экспертизы – оформляется при выявлении существенных несоответствий требованиям нормативов, способных негативно повлиять на уровень безопасности объекта строительства на этапе его возведения или последующей эксплуатации.

Постановление Правительства №145 регламентирует возможность повторной проверки пакета проектной документации, в случае вынесения отрицательного решения по результатам проверки, не более двух раз.

Порядок проведения экспертизы для повторной проверки, отклоненного проекта, полностью соответствует первичному его рассмотрению

http://www.youtube.com/watch?v=VIU1jCSmP3c

ЗаИтА