Показатели и требования качества товара

 

Качество товараКачество товара – совокупность потребительских свойств. На его основе определяется его пригодность для потребителя и соответствие назначению. Этот показатель взаимосвязан с требованиями. Чтобы продукция была создана по требования потребителя, то в разработке они должны быть включены в процесс. Требование — условия, при которых вещь будет использована потребителем по назначению за какое-то время.
Но качество и требования не всегда гармонируют, ведь товар может иметь разные показатели. Требования, действующие к продукции, регулярно меняются, что связано с потребностями людей, законами, совершенствованием науки и техники.

Факторы качества товара

  • Формирование качества: анализ рынка, создание требований к продукции, качество материалов, работа с конструирование и проектирование, контроль изготовления и конечной работы.
  • Стимулирование качества: экономическая и социальная пригодность товара, уровень производства, привлечение работников и наказание за некачественное изготовление.
  • Сохранение качества: работа с упаковкой и маркировкой, транспортные услуги, хранение, реализация, обслуживание и утилизация.

Показатели качества

Свойства на печеькахКачество товара взаимосвязано с его показателями, которые выражаются количественной величиной. Показатель качества – совокупность характеристик продукции, влияющая на создание и эксплуатацию изделия.

Показатели распределяются по нескольким категориям:

  • По количеству свойств;
  • По свойствам;
  • По виду выражения;
  • По определению;
  • По оценке;
  • По этапу определения.

По количеству свойств показатель делится на единичный и комплексный. В первом случае характеризуется одно свойство продукции, а во втором – совокупность.

По свойствам товар характеризует надежность, эргономические факторы, эстетика, безопасность, технологичность, транспортабельность, стандартизация, экономика. От них зависят потребительские свойства.

Способ выражения бывает безразмерным и размерным. Первый вид измеряется в натуральных единицах: градусах, литрах, джоулях. Второй вид рассчитывается относительными показателями качества.

Товары определяют на соответствие качеству несколькими методами:

  • Измерительный. Проводится анализ информации, которая исходит от технических средств. К ним относится масса, форма, размеры и т. д. Такой способ позволяет точно определить параметры продукции. К минусам относят сложность и длительный период обработки информации, что невозможно сделать без профессионального оборудования и подготовленных сотрудников.
  • Регистрационный. Основан на наблюдении и расчете количества затрат, отказов и дефектов изделий. Метод считается трудоемким и длительным.
  • Расчетный. Проводится анализ информации, полученный расчетным методом. Для этого используются математические формулы, чтобы определить важные параметры вещи.
  • Опытная эксплуатация. В этом случае выявляется надежность, экологичность и безопасность. Для этого набираются испытуемые, которые осуществляют эксплуатацию продукции. Метод относится к числу точных.
  • Органолептический. Специалист проверяет товар на качество на основе органов чувств: по цвету, вкусу и запаху. Метод считается одним из простых и быстрых. Но он отличается субъективностью, и проводить его должен только профессионал.
  • Экспертный. Информация о продукции и ее показатели определяются учеными-экспертами. Итоги их работ часто необоснованны, а правдивость зависит от уровня квалификации специалиста.
  • Социологический. Метод используется в маркетинговых исследованиях. Качество продукции анализируют потребители, для чего и проводятся опросы.
  • Статистический. Метод основывается на использовании теории вероятностей и математической статистики. Он используется на этапе проектирования, производства и использования. Благодаря им точно определяется качество изделий.

При контроле качества товара часто используется совокупность методов. Также производится оценка качества. Базовые показатели используются чаще всех других.

Этапы проверки качества

  • Прогнозирование. На основе информации об изделии выполняются прогнозы по поводу значимости для потребителя.
  • Проектирование. Работа выполняется на этапе разработки. Учитываются условия эксплуатации, тип товара и класс. В основу берется мнение потребителей и лучшие примеры изготовления.
  • Производство. Процесс изготовления проходит все требуемые технологические стадии.
  • Эксплуатация. Проводить эту работу можно только в период использования изделия, на основании чего товар определяется на качество.

Оценка качества

При оценке качества товара анализируются такие показатели, как уровень и контроль. Благодаря контролю качества проверяется соответствие стандартам, техническим свойствам и другим требованиям. Уровень качества – характеристика продукции, в которой выявляются важные показатели. Оценка производится по следующим принципам: цель, выбор номенклатуры, методов, установка норм и требований, сравнение показателей.

Важное значение здесь имеет цель, поскольку это влияет на правдивость результатов. Номенклатура выбирается в соответствии со следующими факторами: назначение, пользование продукцией, оценка потребности потребителей, состав и структура потребительских свойств.

Одним из популярных методов оценивания является дифференцированный. С его помощь легко устанавливается качество продукции. Он происходит на основе сопоставления единичных показателей с базовыми. Также проводится комплексный и смешанный метод.

Информация о товаре

Главной функцией товара является информирование покупателя о потребительских свойствах. Из них можно узнать об условиях и режиме хранения, транспортировке, использовании и утилизации. Изготовитель отвечает за этот аспект.
Потребитель имеет право на информацию о товаре. Это обозначено в законе «О защите прав потребителя» и Гражданском кодексе РФ. А требования к товарам фиксируются указами президента и постановлениями правительства РФ.

Товарная информация

ЛупаПокупатель о товаре может узнать из маркировки и документации, прилагаемой к товару. Маркировка – информация, наносимая производителем на товар. Для каждого изделия существуют свои стандарты. Но обычно в нее входят текстовые и цифровые записи, штрихкоды, пиктограммы и изображения.

Пиктограммы содержат информацию о назначении, свойствах и уходе за вещью. Из-за развития международной торговли все популярнее становится маркировка, поскольку она отображает все нужные сведения для потребителя. Пиктограммы разделяются на товарные, манипуляционные знаки, а также символы соответствия и безопасности.

Товарный знак – информация, позволяющая отличить товар одного производителя от другого. Он является визитной карточкой любого производства и закрепляется Агентством по патентам и товарным знакам. На него оформляется свидетельство, которое действует на протяжении 10 лет. После этого требуется продление. Право на его применение закреплено в законе «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения».

Знак соответствия – обозначения, который присутствуют на упаковке. Они подтверждают соответствие изделия высокому качеству на основе нормативных и технических документов. Они бывают международными, региональными и национальными.
Манипуляционные знаки присутствуют на упаковке или таре. Они помогают проводить погрузочно-разгрузочные работы. Также могут фиксироваться сведения о способах обращения, упаковке, уходе и хранению.

Предупредительные знаки фиксируют на ярлыках, упаковке или таре. Они нужны для продукции, которая может причинить вред здоровью человека. Так будет ясно об опасностях во время эксплуатации, транспортировке и хранении.

Общепринятая маркировка была образована на основе рекомендаций ООН.

Экологические знаки обозначаются на продукции, которая может причинить вред природе во время использования или хранения. Например, «Зеленая точка» означает, что изделие наносит вред окружающей среде, а товар со знаком «Голубой ангел» безопасна для человека.

Штриховой код требуется для осуществления внешнеторговых операций, при прохождении сертификации импортных товаров. Он выглядит в виде сочетания темных и белых полос с буквами и цифрами. Кодировка позволяет контролировать большое количество информации по товару.

Гарантия

Каждый товар должен иметь гарантию, которая обязательно прописывается в договоре. Благодаря этому документу продукция соответствует стандартам качества, и в таком виде он может быть передан покупателю. В течение этого периода потребитель имеет право возвратить товар для выполнения ремонта, который производится за счет продавца.
Другим показателем качества является срок годности, в течение которого продукт может использоваться по назначению. После этого его нельзя применять, поскольку это небезопасно. Этот показатель устанавливается законами и прочими документами.

Период гарантийного срока не может быть продолжен из-за дефектов товара. Он должен быть передан продавцу со всей документацией для проведения ремонта. После этого гарантия может возобновиться. Если были замечены недостатки после этого периода, то продавец должен заменить изделие, на которое тоже устанавливается гарантия.

За товар отвечает продавец, но только покупателю необходимо доказать о наличии дефектов, которые были еще до приобретения. Для этого подается заявление в суд. У потребителя есть право выбрать вид возмещения вреда:

  • Уменьшение стоимости;
  • Бесплатное устранение недостатков;
  • Оплата расходов по удаления дефектов.

Перед покупкой продавец должен проверять качество продукции, что подтверждается документами. Если есть недостатки, то продавцу могут быть предъявлены свои требования. Если же назначен срок годности, то подать претензию из-за качества можно в его период. Только тогда покупатель может жаловаться продавцу. Также у него есть право составления претензии, а если это не действует, то можно подавать иск в суд.

Вся информация обязательно должны быть обозначена на упаковке. Потребитель вправе знать обо всем: производителе, сроке годности и условиях хранения. На продуктах должен быть состав, на лекарствах – свойства препарата и противопоказания, а на технике – правила эксплуатации. К некоторым изделиям могут идти инструкции и прочие технические документы.

При покупке товара следует обращать внимание на все элементы, которые должны быть обозначены на упаковке. Ведь это гарантирует высокое качество и соответствие стандартам производства.

Качество товара

Яндекс.Метрика