Рынок для потребителей

 

Потребитель со своей корзинойИсследовать потребительский рынок Российской Федерации начали ещё в 1995 году и впервые с того времени можно обнаружить парадоксальную ситуацию. Раньше плохие показатели в статистике зависели от колебаний в экономике страны. Но в свете последних событий все изменилось: потребительское поведение стало ещё более нестабильным, чем во времена кризиса.

Потребительский рынок России: потребители оптимизируют расходы

На сегодняшний день вкусы потребителей становятся прагматичными и разборчивые, 38% изменили своим привычкам в приобретении покупок. Понизились затраты на покупку продуктов питания и первой необходимости, это случилось не потому, что снизились потребности в них, а потому, что сейчас можно закупить всё необходимое посетив гипермаркет или дискаунтер, а также, то, что большинство ТМ стали расширять свой ассортимент продукции. Также на такую ситуацию повлияло и то, что большинство потребителей стали пользоваться условиями различных акций, скидок и подарков.
Такая же ситуация наблюдается если брать категории товаров по отдельности. Те, кто изменил привычный набор продуктов, считают, что молочные продукты или овощи с фруктами станут более полезными.

За статистикой в нынешнем году более 15% граждан России изменили свой привычный рацион, и потребительский рынок упал. 1/3 часть этих граждан говорит о том, что с потребления стали уходить алкогольные напитки, включая пиво, а также полуфабрикаты и кондитерские изделия. Среди опрошенного населения по статистике только у 7% граждан есть спрос на эти группы товаров.

Если сравнивать по ценам то, молочные продукты намного дешевле за полуфабрикаты. Из этого выходит, что потребности граждан возрастали по отношению к не дорогостоящим продуктам, и падали – к дорогим. Благодаря такому скачку потребительский рынок России значительно уменьшился, статистика показывает, что это заняло 3%.

После кризисной ситуации, население стало делить товары на группы.

После кризисаГруппа с низким доходом. В ней содержатся товары, которые утратили своё первенство на потребительском рынке, к ней также можно отнести средства личной гигиены. При расчёте статистики не было учтено население, которое проживает в селе или маленьких городах, а такая категория граждан составляет большую половину всего населения Российской Федерации. Это связано с тем, что в такие места рыночные отношения ещё не дошли. Поэтому у таких граждан нет возможности оценивать рыночные отношения. Но для них есть серьезное оправдание, они отлично защищены от рыночного катаклизма. Так как 45% таких граждан могут самостоятельно сделать или вырастить половину из тех продуктов, которые предлагаются в супермаркетах. Для многих людей, такое занятие как рыбалка, выращивание скота ли птицы, не просто увлечение, а метод существования – это их заработок.

Группа со средним доходом имеет несколько отличающееся поведение. В отличие от низкодоходной в кризисные моменты у неё не было переломного периода, так как потребители покупали привычный, классический товар, немного отказывая себе в новинках. К примеру, употребление минеральной воды является новинкой для большинства российских граждан. При СССР её употребление прописывалось доктором, или она пилась как дефицитный особый напиток.

Во время кризиса, товары этой группы выживали за счёт того, что продавались с выгодными предложениями. Глядя на цифры можно убедиться, что посещаемость магазинов в кризисное время одной семьёй достигало 15 штук, в то время, как до кризиса – 8 штук. В кризисное время чаще стали посещать магазины лишь только потому, что искали более выгодного предложения.

Группа с высоким доходом. У неё отсутствовало ограничение на любые группы товаров. Также посещение и вложение в более дорогие покупки повлекло за собой премиальное вознаграждение. Чаще всего к этой группе можно отнести товары длительного пользования, и за то, что платят премии за его приобретение, граждане стали их чаще покупать.

Развитие новых торговых форматов

Современная заправкаПотребительский рынок все чаще стал развивать новые виды торговли. Существует только две модели поведения потребителей: дозакупочная, это когда покупаются товары скоропортящиеся и которых чаще всего не хватает, а также базовая закупка. Такая модель характерна для закупок, которые делаются раз в неделю или даже месяц. Чем быстрее развивается потребительский рынок, тем больше видов торговли для него открывается. Чаще всего приобретаются товары, которые употребляют «на ходу».

За последние пару лет очень сильно стали развиваться супермаркеты и гипермаркеты. Такая популярность пришла к нам из западных стран. По статистике потребительский рынок с запада, набирает всё большей популярности среди потребителей российского происхождения. Можно сказать, что если пару лет назад российский рынок отставал от западного на десятилетие, то в нынешнем году они идут практически в ногу.

Вторая быстроразвивающаяся тенденция – это торговля на заправках и в привокзальной зоне. Самыми распространёнными товарами, на которые идёт большой спрос, являются кулинарные изделия, молочная продукция, сигареты, вода и выпечка.

ЗаИтА